От разделения – к интеграции

Оценить перспективы международного сообщения по маршруту Европа — Кавказ — Азия (Трасека), а также потенциал мультимодальных перевозок в Республике Казахстан мы предложили президенту АО «Национальный центр развития транспортной логистики» (НЦРТЛ) Рустану Дженалинову.

Наладить связи

— Рустан Жанатович, какие задачи стоят сегодня перед странами — участницами ТРАСЕКА, какие меры предпринимаются для совершенствования евро-азиатского сообщения?

— ТРАСЕКА представляет собой комплекс мультимодальной системы сухопутных и морских маршрутов, обеспечивающих прямую связь между Европой и Азией. Программа развития коридора учитывает существующие тенденции в сфере торговых связей. И надо сказать, что вне зависимости от экономических показателей причастных государств интеграционные перспективы проекта в целом вызывают оптимизм.

Подтверждением тому служит поэтапная реализация Стратегии развития МПК ТРАСЕКА до 2015 года, в рамках которой прилагаются особые усилия для гармонизации таможенных процедур, применения практики «единое окно — одна остановка», осуществления совместного досмотра грузов и транспортных средств, внедрения системы электронного предварительного декларирования перевозимых товаров (TIR-EPD), модернизации таможенных постов с применением новейших технологий, что, в свою очередь, позволит увеличить пропускную способность переходов и, как следствие, сократить время транспортировки грузов.

Ведется активная работа по привлечению инвестиций в транспортную инфраструктуру стран — участниц ТРАСЕКА. Одной из важнейших инициатив для укрепления потенциала развития коридора стал Инвестиционный форум ТРАСЕКА (второй по счету, состоялся в феврале 2012 г. в Брюсселе). Презентованные на нем приоритетные проекты прошли специальную процедуру отбора и оценки на основании ряда критериев, в том числе региональной значимости, то есть потенциальных перспектив, которыми они обладают для развития внутри- и межрегиональной транспортной коммуникации. Представленные проекты зачастую находят источники финансирования. Уже достаточно распространенной практикой в странах — членах ТРАСЕКА стало государственно-частное партнерство.

Очень важно, что благодаря деятельности коридора удается выявлять факторы, препятствующие развитию торговли и транспортных систем. В частности, принимая за основу идею о необходимости обеспечения бесперебойного движения транспортных потоков через столицы и крупные города, а также связывания основных центров со всеми портами и аэропортами, предпринимаются меры по развитию транспортной сети каждого конкретного региона. Инициирована разработка методологии прогнозирования грузопотоков и идентификации потенциальных инфраструктурных проектов в области транспорта вдоль всего коридора. С целью строительства современных логистических центров/узлов, создания общей правовой базы и расширения подобных транспортных сетей реализуются пилотные проекты, которые, в свою очередь, способствуют налаживанию бесперебойного сообщения.

— Какие проекты в рамках развития коридора ТРАСЕКА реализуются в Республике Казахстан?

— Среди наиболее значимых проектов, получателем которых является Казахстан, можно отметить проект «Логистические процессы и морские магистрали II», основная цель которого состоит в техническом содействии долгосрочному устойчивому развитию логистической инфраструктуры и мультимодальных перевозок по коридору ТРАСЕКА, а также реализации согласованных стратегий для создания интегрированной интермодальной транспортной и логистической цепи, базируясь на концепции морских магистралей.

Кроме того, к завершению подходит проект «Транспортный диалог и взаимодействие сетей между Евросоюзом, соседними странами и странами Центральной Азии», в рамках которого оказывается всяческая помощь бенефициарам, в частности, в изменении транспортной системы стран — участниц ТРАСЕКА путем содействия правительствам в выборе подходящих моделей развития инфраструктуры.

И, конечно, особую важность Казахстан придает проекту «Гражданская авиация в странах ТРАСЕКА II», стартовавшему в феврале текущего года. Стимулирование развития авиации характеризуется необходимостью создания справедливого и открытого рынка воздушных перевозок. Ряд стран присоединились к Соглашению об общем авиационном пространстве, другие, в том числе Казахстан, инициировали переговоры по его подписанию. Кроме того, за истекший период страны на основе передового опыта модернизировали и оптимизировали работу аэропортов, разработали и внедряют планы по обеспечению безопасности перевозок и организации воздушного сообщения.

В части безопасности перевозок в повестку дня ТРАСЕКА также включена реализация двух региональных планов действий по ее обеспечению в сфере морского и наземного транспорта с целью завершения процесса гармонизации национальных законодательств в этой области. Учитывая все эти инициативы, можно с уверенностью сказать, что у программы развития коридора Европа — Кавказ — Азия есть будущее.

Смена логистической парадигмы

— Какие основные тенденции в области развития мультимодальных перевозок в Казахстане наблюдаются в настоящее время? Какие шаги совершаются для становления РК в качестве транспортно-логистического хаба Центрально-Азиатского региона?

— Сегодня нами реализуется ряд проектов, направленных на развитие транзитного потенциала и транспортной логистики республики. В наиболее перспективных и выгодных точках страны формируются транспортно-логистические центры.

Как Вы знаете, осенью 2011 года мы провели I Международный транспортно-логистический бизнес-форум «Шелковый путь — 2011», на котором собрали мировых лидеров в области транспортной логистики. Мероприятие, которое станет ежегодным, служит площадкой для диалога между государством и бизнес-сообществом по обсуждению вопросов транспортной логистики и реализации совместных проектов. В ходе форума были обсуждены мировые тенденции и уровень развития транспортной логистики на евразийском пространстве, перспективы мультимодальных перевозок, заложена основа для создания и дальнейшего совершенствования международных транспортных коридоров. В рамках форума озвучено намерение Казахстана создать координационный совет по развитию транспортного коридора Китай — Таможенный союз — Европа «Шелковый путь» и координационный совет по развитию транспортного коридора Узень — Берекет — Горган.

В рамках подписанного соглашения о сотрудничестве по созданию интегрированного транспортно-логистического продукта «море-суша» мы тесно сотрудничаем с АО «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот». Данный документ направлен на интеграцию наземного и морского транспорта для формирования транспортно-логистической системы Казахстана. Соглашением предусматривается принятие комплексных мер по обеспечению привлекательности маршрутов с использованием морского флота; формирование сквозного конкурентоспособного тарифа для экспортных, импортных и транзитных перевозок в направлении порта Баку в Азербайджане, иранских и российских портов с использованием железнодорожных путей и морских маршрутов; формирование единого реестра грузоотправителей на экспортно-импортных и транзитных направлениях.

С привлечением международных консультантов разработан мастер-план развития транспортно-логистической системы (ТЛС) Казахстана. Данный документ согласуется с текущими программами правительства, в частности с государственной программой форсированного и индустриально-инновационного развития республики. Актуальность проекта обусловлена необходимостью комплексного пересмотра подходов к управлению транспортным комплексом страны, что подразумевает отход от традиционного узкотранспортного подхода и применение новой современной парадигмы ТЛС. Основными задачами являются повышение качества транспортно-логистических услуг до мирового уровня и доступности глобальных путей сообщения для казахстанского экспорта, увеличение транзита через территорию страны, сокращение транспортной составляющей и повышение конкурентоспособности РК на глобальном рынке в целом.

Стратегическое значение имеет создание специальной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос — Восточные ворота» (соответствующий указ подписан Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым в ноябре 2011 г.). Первоочередные цели проекта — обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций и технологий для открытия экспортно ориентированных и конкурентоспособных производств, увеличить транзитный и экспортный потенциал республики, а также обеспечить ее становление в качестве транспортно-логистического и индустриального хаба.

— Что предпринимается для продвижения контейнерного сервиса, активизации контейнерных поездов?

— Нами сегодня принимаются меры по планированию перевозочного процесса с учетом клиентоориентированности и гибкому реагированию на конъюнктуру рынка. В ближайшее время планируется установить конкурентоспособные сквозные тарифные вставки на контейнерные поезда. В качестве примера можно привести уже начатую работу по организации контейнерных поездов по маршруту Чунцин — Дуйсбург, которые курсируют с марта прошлого года. Время следования по данному маршруту на расстояние 10 769 км составило 17,8 дней. Данные отправки были экспериментальными, и в будущем с учетом реализации программ правительства указанные параметры будут снижаться за счет инвестиций в инфраструктуру и систематизацию бизнес-процессов.

Стоит также отметить еще один проект. По итогам официального визита президента Литвы в Казахстан было принято решение о запуске специализированного контейнерного поезда Saule между Казахстаном и Литвой. В этой связи транспортными ведомствами сторон был принят план мероприятий по организации курсирования данного поезда. На основании принятых решений 28 октября 2011 года из китайского города Чунцин отправился первый контейнерный поезд (41 контейнер с оргтехникой), который проследовал через территорию Казахстана в направлении Литвы. Работа по реализации данного проекта активно продолжается и на сегодняшний день.

Назад к списку