В современных глобальных условиях логистика играет ключевую, а в некоторых случаях определяющую роль в индустриальном развитии стран. В ряде стран правительство сначала сделало ставку именно на развитие логистики как основного фактора стимулирования индустриального развития. В Казахстане этот инструмент также может привнести существенный экономический эффект для индустриального рывка. Более подробно об этом рассказал в беседе
— Ерхат Серикович, объясните, пожалуйста, как логистика работает внутри столь сложной и многогранной программы как ФИИР?
—
Здесь необходимо подчеркнуть, что неотъемлемым компонентом успешной реализации ГПФИИР является практическая реализация инструмента «Логистическая Карта Казахстана», назовем этот компонент «внутренним». Данный инструмент планирования
И вторым инструментом, назовем его «внешним», станет реализация проекта «New Silk Road — Новый Шелковый Путь — Казахстанский Транзит». Для Казахстана здесь имеется сразу несколько преимуществ — это сроки доставки: время и замораживание финансов; сам маршрут, большая часть которого пролегает по территории Китая, строительство
В целом, доминирование КТЖ в оказании логистических услуг внутри Казахстана с учетом изменения объемов и специфики грузов в рамках ГПФИИР, даст возможность выхода на внешние рынки и создаст благоприятные условия для увеличения транзита и выхода на «клиентоориентированную философию» работы.
— Каким образом неразвитость логистической инфраструктуры отражается на экономике Казахстана?
— Если мы говорим о развитии логистики, то мы должны понимать, что здесь накопился некий комплекс проблем, это проблема касается как развития инфраструктуры, так и развития технологий, информационной поддержки, создания единого информационного пространства. Основные задачи логистики — конечно, это обеспечение доступности и конкурентоспособности услуг, ликвидация диспропорций, комплексное развитие инфраструктуры, увеличение пропускной способности, создание интегрированной системы логистических центров и создание информационной поддержки.
Прежде всего, должен отметить, что расходы на логистику в нашей стране очень велики и в разы превышают уровень развитых стран. Так, сегодня в Казахстане доля логистических издержек может достигать до уровня 25% от стоимости конечной продукции. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%, в Китае 14%, в странах ЕС на уровне 11%, в США и
Динамика экономического развития требует соответствующей эволюции транспортной системы, способной эффективно обслуживать логистические потребности новой экономики. В рамках ГПФИИР РК на текущем этапе происходит модернизация традиционной экономики, которая должна создать фундамент для индустриального рывка. Соответственно уже сегодня нужна развитая базовая
Нам необходимо, чтобы отечественная логистика не только не стала препятствием экономического развития, но и придала бы импульс росту.
— Насколько я понимаю, логистика не ограничивается внутренними рынками. Что вы можете сказать о транзитном потенциале страны?
— Наша страна, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой
На сегодняшний день, существующие объемы транзита очень низки в сравнении с казахстанским транзитным потенциалом. Потенциал нашей страны оценивается в сумму порядка более 2 млрд. долларов США в год. Сейчас же реально республика получает порядка 800 млн. долларов США. Через Казахстан в основном следуют грузопотоки регионального транзита: между Россией и Центральной Азией, Китаем и Центральной Азией. Практически не освоен транзит между странами
— Насколько выгодно государству заниматься транспортной логистикой?
— Во всем мире логистика сама по себе является очень прибыльным сегментом. Мировой рынок транспортной логистики оценивается в 2,7 трлн. долларов США,
Можно с уверенностью сказать, что транзитный потенциал нужно рассматривать как точку экономического роста страны. Для этого нужно обеспечить повышения привлекательности и создания самой современной эффективной
— Наверняка существуют классические «success stories» реализации крупных международных логистических проектов. Вы не могли бы подробнее остановиться на них?
— Да, конечно. В ряде развивающихся стран бурный экономический рост произошел благодаря развитой логистикой системе. Классическим примером здесь является опыт индустриального развития Сингапура. Во многом своим экономическим успехом Сингапур обязан выгодному географическому положению и логистике. Страна максимально эффективно использовало транзитные коридоры для расширения торговых потоков и в итоге индустриального рывка. Поэтому именно в Сингапуре располагается крупнейший в Азии нефтехимический кластер корпорации Shell. Данной транснациональной компании экономически целесообразней перерабатывать сырую нефть в Сингапуре и продавать готовую продукцию по всему миру. На сегодняшний день Shell является одним из крупнейших сингапурских инвесторов и в Сингапуре располагается крупнейший в мире завод по первичной переработке нефти мощностью 500 000 баррелей в день. В целом Shell владеет на территории Сингапура 10 нефтехимическими комплексами, производящими более 8 миллионов тонн нефтепродуктов в год.
Еще один успешный пример развития — деятельность немецкой логистической компании «DB Schenker». С годовым оборотом в 19 миллиардов евро, 91000 сотрудников и около 2000 офисов по всему миру, DB Schenker является одним из крупнейших в мире провайдеров интегрированных логистических услуг, предлагая наземные операции, авиа и морские перевозки, а также логистические решения и управление глобальными цепями поставок из одного источника. По оценкам международных экспертов компания является лидером в Европе в области железнодорожных перевозок. Добиться столь впечатляющей позиции ей удалось благодаря тому, что работа ведется по принципу «одного окна», то есть предоставление транспортных и логистических услуг от одного провайдера, обеспечение безопасности — контроля всего процесса перевозки и регулярность линий — ежедневная доставка сборных грузов, и наконец, использование современных терминалов — многофункциональных
— Что нужно делать в нашей стране для достижения столь же впечатляющих результатов как у наших зарубежных экономических партнеров?
— Начнем с того, что развитие транспортной логистики — это государственная задача. К 2016 году Казахстан должен стать торговым, логистическим, деловым хабом всего
И, наконец, третье — увеличение доли транспортного компонента в ВВП посредством добавленной стоимости услуг в транспортном и логистическом секторах.
Здесь хотел бы отметить еще один немаловажный момент. Нам также нужно использовать опыт наших партнеров. Обладая стратегическим расположением между емкими рынками Европы и Азии, в первую очередь, необходима активизация торговых потоков, которые придадут импульс инвестиционным процессам. Логистический каркас должен стать привлекательным для иностранных инвесторов с целью организации производства на нашей территории и последующей продажи нашим соседям. В целом, современная логистика должна представлять собой интегрированный комплекс, призванный предоставить необходимый объем количественных и качественных услуг, обеспечить беспрепятственную транспортировку в любые направления, на любые расстояния, для любых товаров и услуг. Кроме того, как и другие инфраструктурные системы, логистическая система должна вносить свою лепту в повышение конкурентоспособности отечественной продукции, путем сокращения времени доставки, снижением стоимости, диверсификации пунктов назначения
— Как в настоящее время развиваются мультимодальные перевозки в Казахстане? Какие шаги совершаются в направлении развития логистики, становления РК в качестве
— Сегодня нами реализуется ряд проектов, направленных на развитие транзитного потенциала и транспортной логистики Республики Казахстан. В наиболее перспективных и выгодных точках страны формируются
Осенью 2011 года мы провели
В рамках подписанного соглашения о сотрудничестве по созданию интегрированного
В целях развития
Стратегическим и масштабным проектом является создание СЭЗ «Хоргос» — «Восточные Ворота», реализуемым по поручению Главы государства. В ноябре 2011 года Главой государства подписан Указ о создании СЭЗ «Хоргос»-«Восточные Ворота». Первоочередная цель проекта — создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и технологий для создания экспортоориентированных и конкурентоспособных производств, создание
С целью привлечения потенциальных инвесторов, заинтересованных в благоприятных экономических и торговых условиях Казахстана, мы провели ряд рабочих поездок в Китай, Сингапур, Южную Корею, Германию и в страны СНГ. В ходе которых были презентованы возможности Казахстана как
В завершении хотел бы отметить, что в целом перед нами стоит весьма амбициозная задача, но уже сегодня ряд инициатив находят свое отражение в совместных проектах развития
— Спасибо большое за беседу
Беседовала Динара Архарова