Транспортная логистика сегодня — это ключевой компонент в реализации ГП ФИИР — Ерхат Искалиев

В современных глобальных условиях логистика играет ключевую, а в некоторых случаях определяющую роль в индустриальном развитии стран. В ряде стран правительство сначала сделало ставку именно на развитие логистики как основного фактора стимулирования индустриального развития. В Казахстане этот инструмент также может привнести существенный экономический эффект для индустриального рывка. Более подробно об этом рассказал в беседе Вице-президент АО «НК «ҚТЖ» по логистике Ерхат Серикович Искалиев.

— Ерхат Серикович, объясните, пожалуйста, как логистика работает внутри столь сложной и многогранной программы как ФИИР?

— Во-первых, это стимулирующее логистическое обслуживание действующих и новых предприятий в рамках ГПФИИР РК. Сюда можно отнести ускорение, упрощение и удешевление внутренних перевозок при снабжении производства сырьем и доставка готовой продукции до потребителя, сложнотранспортабельной продукции, транспортировка на дальние расстояния, в труднодоступные районы и так далее. Во-вторых, это национальные экспортные услуги, т. е. логистика, стимулирующая привлечение транзита через территорию Казахстана. В-третьих, логистика, способствующая активизации инвестиционных процессов в экономике страны. Здесь речь идет о внешних эффектах логистики, когда иностранный инвестор принимает решение о реализации инвестиционных проектов на территории Казахстана благодаря развитой логистической системе.

Здесь необходимо подчеркнуть, что неотъемлемым компонентом успешной реализации ГПФИИР является практическая реализация инструмента «Логистическая Карта Казахстана», назовем этот компонент «внутренним». Данный инструмент планирования транспортно-логистической системы даст возможность на долгосрочной основе промышленным предприятиям прогнозировать доходы и расходы, проводить долгосрочную маркетинговую политику, финансовым институтам стабильно учитывать этот положительный факт. Он должен быть структурирован как для бизнеса, так и для компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына» и госструктур.

И вторым инструментом, назовем его «внешним», станет реализация проекта «New Silk Road — Новый Шелковый Путь — Казахстанский Транзит». Для Казахстана здесь имеется сразу несколько преимуществ — это сроки доставки: время и замораживание финансов; сам маршрут, большая часть которого пролегает по территории Китая, строительство Торгово-Транспортного Хаба «ХОРГОС» (зеленый коридор) и еще один такой немаловажный фактор как исторический маршрут «Шелковый путь» .

В целом, доминирование КТЖ в оказании логистических услуг внутри Казахстана с учетом изменения объемов и специфики грузов в рамках ГПФИИР, даст возможность выхода на внешние рынки и создаст благоприятные условия для увеличения транзита и выхода на «клиентоориентированную философию» работы.

— Каким образом неразвитость логистической инфраструктуры отражается на экономике Казахстана?

— Если мы говорим о развитии логистики, то мы должны понимать, что здесь накопился некий комплекс проблем, это проблема касается как развития инфраструктуры, так и развития технологий, информационной поддержки, создания единого информационного пространства. Основные задачи логистики — конечно, это обеспечение доступности и конкурентоспособности услуг, ликвидация диспропорций, комплексное развитие инфраструктуры, увеличение пропускной способности, создание интегрированной системы логистических центров и создание информационной поддержки.

Прежде всего, должен отметить, что расходы на логистику в нашей стране очень велики и в разы превышают уровень развитых стран. Так, сегодня в Казахстане доля логистических издержек может достигать до уровня 25% от стоимости конечной продукции. При этом среднемировой показатель находится на уровне 11%, в Китае 14%, в странах ЕС на уровне 11%, в США и Канада-10% и т. д. В результате экономика Казахстана вынуждена нести транспортную нагрузку в два раза больше чем в развитых странах. По показателю грузоемкости экономика Казахстана примерно в 5 раз менее эффективна. Так, на каждую единицу ВВП в долларовом исчислении приходится не менее 9 тонно-километров работы транспорта, а в странах Европейского Союза грузоемкость составляет менее 1 тонно-километра.

Динамика экономического развития требует соответствующей эволюции транспортной системы, способной эффективно обслуживать логистические потребности новой экономики. В рамках ГПФИИР РК на текущем этапе происходит модернизация традиционной экономики, которая должна создать фундамент для индустриального рывка. Соответственно уже сегодня нужна развитая базовая транспортно-логистическая система, которая будет беспрепятственно обслуживать логистические потребности по конкурентоспособной стоимости. На следующем этапе ожидается появление «новой» экономики, предполагающая становление высокотехнологичных производств продукции высоких переделов. На этом этапе логистика должна приобрести комплексный характер, т. е. предоставлять интермодальные перевозки в достаточном объеме. В финальной фазе ГПФИИР становление конкурентоспособных экспортоориентированных отраслей, основной ценностью которых являются высококвалифицированный труд, собственные инжиниринговые и инновационные разработки. Здесь национальная логистика должна предложить бизнесу сложные интегрированные транспортно-логистические решения на индивидуальной основе.

Нам необходимо, чтобы отечественная логистика не только не стала препятствием экономического развития, но и придала бы импульс росту.

— Насколько я понимаю, логистика не ограничивается внутренними рынками. Что вы можете сказать о транзитном потенциале страны?

— Наша страна, находясь в центре Евразийского материка и обладая широкой транспортно-коммуникационной сетью, имеет достаточный потенциал быть значимым звеном трансконтинентального моста Европа — Азия. В республике уже создана достаточно развитая сеть транзитных маршрутов, проходящих через Казахстан, по трем приоритетным направлениям: 1. Россия, страны Европы и Балтии; 2. Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; 3. Страны Центральной Азии, Закавказья, Черного моря, Персидского залива и Турция.

На сегодняшний день, существующие объемы транзита очень низки в сравнении с казахстанским транзитным потенциалом. Потенциал нашей страны оценивается в сумму порядка более 2 млрд. долларов США в год. Сейчас же реально республика получает порядка 800 млн. долларов США. Через Казахстан в основном следуют грузопотоки регионального транзита: между Россией и Центральной Азией, Китаем и Центральной Азией. Практически не освоен транзит между странами Юго-Восточной Азии и Россией, государствами Европы.

— Насколько выгодно государству заниматься транспортной логистикой?

— Во всем мире логистика сама по себе является очень прибыльным сегментом. Мировой рынок транспортной логистики оценивается в 2,7 трлн. долларов США, т. е. порядка 7% мирового ВВП. В развитых странах доля транспортной логистики составляет на уровне 13–14% от ВВП. Так, в Ирландии этот показатель достигает 14,2%, в Сингапуре-13,9%, Гонконге-13,7%, в Германии 13,0% и т. д. Это свидетельствует о том, что эти страны обращают особое внимание развитию данного сектора как одного из источников национального дохода. В Казахстане этот показатель приблизительно равен 8%.

Можно с уверенностью сказать, что транзитный потенциал нужно рассматривать как точку экономического роста страны. Для этого нужно обеспечить повышения привлекательности и создания самой современной эффективной транспортно-логистической системы в СНГ. А также совершенствование транспортно-логистичексих операций на любом виде транспорта с учетом предоставления широкого спектра услуг, предложение конкурентоспособных тарифов; дальнейшее совершенствование коридоров для транзитных грузопотоков на постоянной линейной основе, где будут четко определены сроки прохождения, стоимость и систематичность использования данных коридоров; организация и разработка оптимальных условий и инфраструктуры для входящих и выходящих грузопотоков с последующим локальным распределением до конечных пунктов назначения и т. д. И это еще далеко не полный список задач, которых нужно выполнить, чтобы максимально использовать транзитный потенциал Казахстана. Если это будет сделано, то Казахстан значительно ощутит вклад транспортной логистики в экономическом развитии.

— Наверняка существуют классические «success stories» реализации крупных международных логистических проектов. Вы не могли бы подробнее остановиться на них?

— Да, конечно. В ряде развивающихся стран бурный экономический рост произошел благодаря развитой логистикой системе. Классическим примером здесь является опыт индустриального развития Сингапура. Во многом своим экономическим успехом Сингапур обязан выгодному географическому положению и логистике. Страна максимально эффективно использовало транзитные коридоры для расширения торговых потоков и в итоге индустриального рывка. Поэтому именно в Сингапуре располагается крупнейший в Азии нефтехимический кластер корпорации Shell. Данной транснациональной компании экономически целесообразней перерабатывать сырую нефть в Сингапуре и продавать готовую продукцию по всему миру. На сегодняшний день Shell является одним из крупнейших сингапурских инвесторов и в Сингапуре располагается крупнейший в мире завод по первичной переработке нефти мощностью 500 000 баррелей в день. В целом Shell владеет на территории Сингапура 10 нефтехимическими комплексами, производящими более 8 миллионов тонн нефтепродуктов в год.

Еще один успешный пример развития — деятельность немецкой логистической компании «DB Schenker». С годовым оборотом в 19 миллиардов евро, 91000 сотрудников и около 2000 офисов по всему миру, DB Schenker является одним из крупнейших в мире провайдеров интегрированных логистических услуг, предлагая наземные операции, авиа и морские перевозки, а также логистические решения и управление глобальными цепями поставок из одного источника. По оценкам международных экспертов компания является лидером в Европе в области железнодорожных перевозок. Добиться столь впечатляющей позиции ей удалось благодаря тому, что работа ведется по принципу «одного окна», то есть предоставление транспортных и логистических услуг от одного провайдера, обеспечение безопасности — контроля всего процесса перевозки и регулярность линий — ежедневная доставка сборных грузов, и наконец, использование современных терминалов — многофункциональных транспортно-логистических центров.

— Что нужно делать в нашей стране для достижения столь же впечатляющих результатов как у наших зарубежных экономических партнеров?

— Начнем с того, что развитие транспортной логистики — это государственная задача. К 2016 году Казахстан должен стать торговым, логистическим, деловым хабом всего Центрально-Азиатского региона. Для достижения поставленной цели прежде всего необходимо сформировать стратегическое видение по развитию транспортной логистики. Национальная транспортно-логистическая система РК должна основываться на трех ключевых принципах. Первый из них заключается в продвижении и позиционировании Казахстана как экономного и низко-затратного альтернативного транзитного коридора между Юго-восточной Азией-Китаем-Центральной Азией-Европой.

Во-вторых — устранение физических и нефизических барьеров и уменьшение затрат на транспортный и логистический компонент, чтобы повысить конкурентное преимущество национального экспорта и импорта, крайне необходимых для экономического развития.
И, наконец, третье — увеличение доли транспортного компонента в ВВП посредством добавленной стоимости услуг в транспортном и логистическом секторах.

Здесь хотел бы отметить еще один немаловажный момент. Нам также нужно использовать опыт наших партнеров. Обладая стратегическим расположением между емкими рынками Европы и Азии, в первую очередь, необходима активизация торговых потоков, которые придадут импульс инвестиционным процессам. Логистический каркас должен стать привлекательным для иностранных инвесторов с целью организации производства на нашей территории и последующей продажи нашим соседям. В целом, современная логистика должна представлять собой интегрированный комплекс, призванный предоставить необходимый объем количественных и качественных услуг, обеспечить беспрепятственную транспортировку в любые направления, на любые расстояния, для любых товаров и услуг. Кроме того, как и другие инфраструктурные системы, логистическая система должна вносить свою лепту в повышение конкурентоспособности отечественной продукции, путем сокращения времени доставки, снижением стоимости, диверсификации пунктов назначения и т. д. При этом, логистика должна оставаться прибыльной, самоокупаемой с высоким уровнем реинвестирования в собственное развитие.

— Как в настоящее время развиваются мультимодальные перевозки в Казахстане? Какие шаги совершаются в направлении развития логистики, становления РК в качестве транспортно-логистического хаба Центрально-Азиатского региона?

— Сегодня нами реализуется ряд проектов, направленных на развитие транзитного потенциала и транспортной логистики Республики Казахстан. В наиболее перспективных и выгодных точках страны формируются транспортно-логистические центры.

Осенью 2011 года мы провели 1-ый Международный транспортно-логистический бизнес-форум «Шелковый путь — 2011», на котором собрали всех основных мировых лидеров в области транспортной логистики. Мероприятие, которое станет ежегодным, служит площадкой для диалога между государством и бизнес-сообществом по обсуждению вопросов транспортной логистики и развитию совместных проектов. В ходе форума обсуждены мировые тенденции и развитие рынка транспортной логистики на Евразийском пространстве, перспективы мультимодальных перевозок, заложена основа для создания и дальнейшего развития международных транспортных коридоров. В рамках форума озвучено намерение Казахстана о создании Координационного Совета по развитию транспортного коридора Китай — Таможенный Союз — Европа «Шелковый Путь» и Координационного Совета по развитию транспортного коридора «Узень — Берекет — Горган». Мероприятие стало одним из первых и глобальных в области логистики и управления цепями поставок на территории Казахстана и стран СНГ.

В рамках подписанного соглашения о сотрудничестве по созданию интегрированного транспортно-логистического продукта «Море-Суша» мы тесно сотрудничаем с АО «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот». Данный документ направлен на интеграцию наземного и морского транспорта для формирования транспортно-логистической системы Казахстана. Соглашением предусматривается принятие комплексных мер по обеспечению привлекательности маршрутов с использованием морского флота; формирование сквозного конкурентоспособного тарифа для экспортных, импортных и транзитных перевозок в направлении порта Баку в Азербайджане, иранских портов и портов России с использованием железнодорожных путей и морских маршрутов; формирование единого реестра грузоотправителей на экспортно-импортных и транзитных направлениях.

В целях развития транспортно-логистической системы Республики Казахстан с привлечением международных консультантов разработан Мастер-план развития транспортно — логистической системы (ТЛС). Данный документ представляет собой программу развития отрасли транспортной логистики в рамках текущих программ Правительства, в частности Государственной программы форсированного и индустриально-инновационного развития. Актуальность проекта обусловлена необходимостью комплексного пересмотра подходов к управлению транспортным комплексом страны, что подразумевает отход от традиционного «узко транспортного» подхода и применение новой современной парадигмы ТЛС. Основной целью является повышение качества транспортно-логистических услуг до мирового уровня, доступность глобальных путей сообщения для казахстанского экспорта, увеличение транзита через территорию страны, сокращение транспортной составляющей и повышение конкурентоспособности РК на глобальном рынке в целом.

Стратегическим и масштабным проектом является создание СЭЗ «Хоргос» — «Восточные Ворота», реализуемым по поручению Главы государства. В ноябре 2011 года Главой государства подписан Указ о создании СЭЗ «Хоргос»-«Восточные Ворота». Первоочередная цель проекта — создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и технологий для создания экспортоориентированных и конкурентоспособных производств, создание транспортно-логистического и индустриального хаба, увеличение транзитного и экспортного потенциала.

С целью привлечения потенциальных инвесторов, заинтересованных в благоприятных экономических и торговых условиях Казахстана, мы провели ряд рабочих поездок в Китай, Сингапур, Южную Корею, Германию и в страны СНГ. В ходе которых были презентованы возможности Казахстана как транспортно-логистического хаба между Центрально-Азиатским и Евразийским регионами. Потенциальные партнеры и крупные иностранные инвесторы были ознакомлены с инвестиционным климатом и преимуществами республики как трансконтинентального наземного коридора Восток — Запад «NewSilkRoad».

В завершении хотел бы отметить, что в целом перед нами стоит весьма амбициозная задача, но уже сегодня ряд инициатив находят свое отражение в совместных проектах развития транспортно-логистической системы Казахстана.

— Спасибо большое за беседу

Беседовала Динара Архарова

Назад к списку