ЦСЖТ. ОСЖД. МСЖД.
Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (ЦСЖТ)

Сотрудничество АО «НК «КТЖ» с железнодорожными администрациями стран СНГ и Балтии осуществляется в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (ЦСЖТ), который был создан решением Совета Глав правительств в 1992 году и обеспечивает координацию работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне. В рамках ЦСЖТ сохранено и развивается общее информационное пространство, проводится согласованная тарифная политика, в основном создана нормативно-правовая база организации перевозок и использования подвижного состава в межгосударственном сообщении.

Основными задачами Совета являются:

  • координация работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и в сообщениях с третьими странами;
  • выработка согласованных условий и принципов работы железнодорожного транспорта, для обеспечения функционирования и развития транспортно-экономических связей между государствами-участниками Содружества в рамках единого экономического пространства;
  • принятие нормативных документов по кругу своей деятельности;
  • установление экономической ответственности железнодорожных администраций за нарушения в области организации и обеспечения перевозочного процесса, ремонта подвижного состава и контейнеров, не сохранность перевозки грузов, багажа, просрочку доставки грузов, других применяемых нормативов в межгосударственных перевозках и в сообщении с третьими странами.

За период деятельности Совета по железнодорожному транспорту проведено 50 заседания, в ходе которых принято более 150 соглашений, правил, инструкций, положений и других нормативно-правовых документов по вопросам деятельности железнодорожного транспорта в международном сообщении.

Важнейшими из них являются, принятые с 1993 г. главами государств-участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии:

  • Соглашение о координационных органах ж.д. транспорта СНГ (заседание глав правительств 14.02.1992 г. г. Москва);
  • Соглашение по организации работы межгосударственных стыковых пунктов ж.д. на переходный период. Действ. с 01.07.1992 г. (2 заседание Совета 25 июня 1992 г. в г. Киеве);
  • Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками СНГ, Грузией, Латвией, Литвой и Эстонией и их дальнейшем совместном использовании (5 заседание-19—20 октября 1992 г. г. Минск);
  • Соглашение о разделении ж.д. транспортёров и узкоспециализированных вагонов инвентарного парка бывшего МПС СССР и принципах их дальнейшего использования (6 заседание 20—21 ноября 1992 г. г. Кишинёв);
  • Соглашение о порядке награждения знаком «Почетному железнодорожнику» и льготах, предоставляемых работникам ж.д. транспорта государств СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии награжденным этим знаком (7 заседание 5—6 февраля 1993 г. г. Алматы);
  • Соглашение о принципах совместного использования универсальных контейнеров в межгосударственном сообщении (7 заседание 5—6 февраля 1993 г. г. Алматы);
  • Соглашение между ж.д. администрациями государств СНГ, Азербайджана и Грузии о введении нового порядка оформления перевозочных документов и расчетов за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины (7 заседание 5—6 февраля 1993 г. г. Алматы);
  • Тарифное Соглашение железнодорожных администраций (Железных дорог) государств-участников СНГ от 17.02.1993;
  • Соглашение о создании и функционировании «Автоматизированного банка данных инвентарного парка вагонов железных дорог и вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям (АБД ПВ) (9 заседание 14—15 октября 1993 г. г. Бишкек);
  • Соглашение между ж.д. администрациями государств СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии о пользовании пассажирскими вагонами и материальной ответственности железных дорог за необеспечение безопасного проследования пассажирских поездов в межгосударственном сообщении (9 заседание 14—15 октября 1993 г. г. Бишкек);
  • Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним (9 заседание 14—15 октября 1993 г. г. Бишкек);
  • Соглашение о совместной эксплуатации межгосударственной АСУ „Экспресс“ (9 заседание 14—15 октября 1993 г. г. Бишкек);
  • Соглашение о порядке оформления перевозочных документов, взимания провозных платежей за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях (11 заседание- 26–27 мая 1994 г. г. Ашхабад);
  • Соглашение об использовании и техническом обслуживании изотермических вагонов и взаиморасчётов, связанных с перевозками в них грузов между государствами СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии (12 заседание 9—10 декабря 1994 г. г. Москва);
  • Соглашения о применении положений СМГС по срокам доставки грузов при перевозках в межгосударственном сообщении (12 заседание-9—10 декабря 1994 г. г. Москва);
  • Соглашение о межгосударственном пассажирском тарифе;
  • Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ) (13 заседание 18–19 мая 1995 г. г. Одесса);
  • Соглашение о перевозке грузов на особых условиях (15 заседание 4—5 апреля 1996 г. г. Кишинёв);
  • Соглашение о применении положений СМГС по предъявлению и рассмотрению претензий за несохранные перевозки грузов в межгосударственном сообщении (17 заседание 24—25 января 1997 г. г. Санкт-Петербург);
  • Соглашение между железнодорожных администрациями государств СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС)
  • Служебная инструкция к Соглашению СМПС (18 заседание 27–28 мая 1997 г. г. Таллинн);
  • Соглашение между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, и Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) (19 заседание 01.10.97)
  • Соглашение о принципах обмена информацией на основе программно-технических комплексов и международных стандартов (20 заседание 29—30 января 1998 г. г. Алматы);
  • Соглашение ж.д. администраций о проведении согласованной политики по сертификации ж.д. продукции (24 заседание 27–28 мая 1999 г. г. Тбилиси);
  • Соглашение между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Литовской Республики, и Эстонской Республики о проведении согласованной политики по сертификации железнодорожной продукции (28.05.99)
  • Соглашение об экономической ответственности за передачу пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам (50 заседание 21 мая 2009 Минск).

В настоящее время на железных дорогах государств-участников Содружества действуют единые положения Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе, а также единые правила перевозки пассажиров и грузов и другие нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения коммерческих операций, взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями, грузополучателями и другими видами транспорта.

  • Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам и проект Аварийных карточек на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики;
  • Правила применения запорно-пломбировочных устройств при перевозке грузов в вагонах и контейнерах по железным дорогам государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и в Инструкцию по заполнению вагонных листов;
  • Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества;

В настоящее время каждая железнодорожная администрация государств-участников Соглашения вправе сдать в аренду юридическому или физическому лицу вагоны инвентарного парка своей принадлежности для курсирования в межгосударственном сообщении. В связи, с чем разработаны:

  • Соглашение о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении (46 заседание 17 мая 2007 г., Астана);
  • Временные правила регламентируют порядок эксплуатации и пономерного учета собственных (приватных) грузовых вагонов, имеющих нумерацию инвентарного парка и курсирующих в международном сообщении (50 заседание 21 мая 2009 г. Минск).

Регулярно работают созданные Советом комиссии представителей железнодорожных администраций по рассмотрению конструкций и технического содержания грузовых вагонов, информатизации железнодорожного транспорта, здравоохранения, функционирует информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА). Для координации деятельности и проведения работ по стандартизации железнодорожной продукции, регламентации требований по обеспечению безопасности движения, эксплуатации транспортных и технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, сохранности грузов и подвижного состава, охраны труда и экологической безопасности с 1 января 2001 года образован Межгосударственный технический комитет по стандартизации в области железнодорожного транспорта (МТК ЖТ).

В период между заседаниями Совета проводятся совещания экспертов.

Основной задачей участия в совещаниях экспертов АО  «НК «КТЖ» является решение имеющихся проблемных вопросов и получение положительных результатов утверждаемых на заседании Совета.

В 2011 г. проведено 2 заседания Совета (54  май, Хельсинки и 55 - октябрь, Ереван) и 116 профильных совещаний, КЗХ участвовал во всех, кроме отдельных рабочих групп.

На последнем 55 заседании Совета по железнодорожному транспорту 29 октября 2011 года утвержденыКонцепция по антитеррористической деятельности на железнодорожном транспортеи Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов“, в целях реализации которого созданы 4 рабочие группы, КЗХ участвует в работе всех групп.

Проведена работа по изменению и дополнению вСоглашение о порядке эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, переданными в аренду (временное пользование) и курсирующими в международном сообщении и Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями.

В рамках Комиссии вагонного хозяйства пересмотрены более 10 нормативных документов.

16–17 мая т.г. в Москве состоится 56 заседание Совета, в ходе которого планируется проведение мероприятий по празднованию двадцатилетия образования Совета.

Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД)

Республика Казахстан принята в члены ОСЖД — 18 июня 1993 года согласно Протоколу XXI сессии Совещании Министров ОСЖД, основании распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан от 09.11.1992 г. № 19071.

В заявлении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан одновременно сообщалось об одобрении Правительством Республики Казахстан Положения об ОСЖД и присоединении к СМПС и СМГС.

  • Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) действует с 01 ноября 1951 года, Казахстан присоединился с 18 июня 1993 года на XXI сессии Совещании Министров ОСЖД в г. Варшаве, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан 4 мая 1994 года № 474.
  • Служебная инструкция к Соглашению о международном грузовом сообщении (СИ к СМГС) совместно с СМГС.
  • Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС), Казахстан присоединился на XXI сессии Совещании Министров ОСЖД 18 июня 193 года в г. Варшаве, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 4.05.194 года № 474).
  • Служебная инструкция к Соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ к СМПС) совместно с СМПС.
  • Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ) к СМГС, Казахстан присоединился 18 марта 1997 года.
  • Договор о международном пассажирском тарифе (МПТ), правовой статус с 1 августа 1991 года, Казахстан присоединился 15 ноября 1994 года.
  • Договор о Едином транзитном тарифе (ЕТТ), подписан 27 июня 1991 года (г. Варшава), действует с 1 июля 1991 года с изменениями на 01.01.195 года, Казахстан присоединился 15 ноября 1994 года.
  • Договор о Правилах о расчетах в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении», подписан 12 августа 1991 года действует со всеми изменениями с 1 января 1995 года, Казахстан присоединился 15 ноября 1994 года.
  • Правила перевозок опасных грузов (Приложение 2 к СМГС).
  • Соглашение об организационных и эксплуатационных аспектах комбинированных перевозок в сообщении Европа-Азия. Казахстан присоединился к данному Соглашению 9 августа 1999 года, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан № 1117.
  • Договор о «Правилах пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ППВ)» подписан 27 апреля по 1 мая 2008 года в г. Тегеране (Исламская Республика Иран).
  • Договора о «Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) подписан 27 апреля по 1 мая 2008 года в г. Тегеране (Исламская Республика Иран).

Проведено 39 совещаний Министров ОСЖД.

XXXIX сессия совещания Министров ОСЖД состоялось в период
с 6 по 9 сентября 2011 года в городе Пекине (Китайская Народная Республика).

Проведено 27 заседаний Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД.

XXVI заседание Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД состоялось в период 18 по 22 апреля 2011 года в городе Душанбе (Республика Таджикистан).

В 2011 году в центре внимания ОСЖД была работа по совершенствованию Соглашений о международном пассажирском сообщении (СМПС) и о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), завершена работа по разработке комплексного плана совершенствования перевозок и развития транспортного коридора № 2, проходящего по территориям КНР, Казахстана, России и Вьетнама, были приняты изменения и дополнения, связанные с областью применения Руководства по накладной ЦИМ/СМГС, маршрутами применения накладной ЦИМ/СМГС.

Согласно утвержденному плану работы на 2012 год КЗХ является ведущим исполнителем по 7 темам.

На 2012 год в рамках ОСЖД планируется провести более 110 совещаний, из них 3 совещания экспертов — на территории Республики Казахстан.

16—20 апреля 2012 года в г. Таллинне состоится 27 заседание Конференции Генеральных директоров (ответственных представителей) железных дорог ОСЖД.

Международный союз железных дорог (МСЖД)

На заседании Совета директоров Закрытого акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», состоявшемся 24 декабря 2003 года, было принято решение о вступлении ЗАО «НК «ҚТЖ» в МСЖД, и запрос Компании на членство был подтвержден 19.11.03 на Генеральной Ассамблее.

В 2003 году АО «НК «КТЖ» вступило в качестве активного члена в Международный союз железных дорог (МСЖД). МСЖД основан в 1922 году Конференцией представителей железнодорожных администраций и зарегистрирован на основе французского гражданского права в г. Париж. Штаб-квартира располагается во Франции по адресу: Париж, ул. Жан-Рей, 16, 75015. Основными целями организации являются укрепление сотрудничества между членами организации, проведение мероприятий, способствующих дальнейшему развитию железнодорожных перевозок, оказание содействия по улучшению эксплуатационной деятельности, не посягая при этом на их самостоятельность в управлении. В настоящее время в МСЖД представлено около 200 стран участниц, из которых 82 стран — активные члены, 80 — ассоциированные и 35 — аффилированные члены.

Рабочие языки: английский, французский, немецкий. Структура организации представляет трехуровневую систему.

Стратегические органы:

  • На международном уровне:
  • Генеральная Ассамблея
  • Председатель и Вице-председатель МСЖД
  • Исполнительный Совет
  • На региональном уровне:
  • Региональная Ассамблея
  • Региональный Председатель и Вице-председатель
  • Управляющие комитеты

Исполнительные органы:

  • на уровне штаб-квартиры:

Генеральный исполнительный директор (ГДУ)

Рабочие органы:

  • Форумы, Платформы и рабочие группы, Специальные группы.

Контрольные органы:

  • Комитет по аудиту и бюджету, для проверки и оценки учетных записей МСЖД (включая все СРГ и дочерние компании) перед их передачей Генеральной ассамблее;
  • Арбитражный комитет, регулирующий споры между членами или между членами и другими юридическими/физическими лицами.

Генеральная ассамблея МСЖД — высший орган МСЖД, на котором утверждаются основные решения. В состав Генеральной ассамблеи входят все члены МСЖД. Возглавляет ее Председатель МСЖД.

Исполнительный совет по согласованию с Генеральной ассамблеей определяет и разрабатывает приоритетные проекты, представляющие всеобщий интерес членов МСЖД и представляет отчет о проделанной работе Генеральной ассамблее.

Исполнительный Совет состоит из 21 представителя. В состав Исполнительного совета входит 3 представителя из Африки, 4 — из Азии, 3 -из Среднего Востока, 4 — из Европы, 2 — из Северной Америки, 1 -из Латинской Америки, по одному представителю из таких субрегионов, как Магриб, Австралия, Новая Зеландия, Кавказ, Россия, Центральная и Восточная Европа.

АО «НК «КТЖ» является членом Исполнительного Совета, а также Азиатской региональной Ассамблеи, в которой представлены Китай, Россия, Южная Корея, Япония и Индия.

В течение 2011 года экспертами АО «НК «ҚТЖ» велась работа по 13 проектам:
по системам сигнализации, спутниковой навигации, управления связью с поездами, телекоммуникации, интеграции железнодорожной отрасли в сектор логистики и развитию межконтинентальных железнодорожных связей, развитию инновационных технологий в сфере эксплуатации железнодорожных путей в Азиатском регионе INNOTRACK, энергосбережению и др.

22 марта 2011 года в Праге состоялось заседание группы экспертов МСЖД по коридорам, в ходе которого был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области железнодорожного транспорта между МСЖД, ОСЖД, АО «НК «ҚТЖ», ОАО «РЖД», Министерством транспорта Чешской Республики и др. транспортными ведомствами.

В апреле 2012 в г. Тайбэе (Тайвань) года планируется проведение 13-го заседания Азиатской Региональной Ассамблеи и 10-го заседания Азиатского Управляющего комитета, где предполагается участие Президентов, председателей, директоров железнодорожных администраций — членов МСЖД Азия.

МСЖД обратился с просьбой рассмотреть возможность проведения Азиатской Региональной Ассамблеи и Азиатского Управляющего комитета в Республике Казахстан в 2013 году.

Назад к списку