Анализ реформирования таможенной системы Грузии

В Грузии таможня не является фискальным органом. Таможня администрирует импортные пошлины, подчиняясь общим директивам Министерства экономического развития. Поэтому Министерство финансов Грузии не спускает план таможне и не оценивает работу таможни по цифрам перечислений в бюджет. В Грузии от таможни требуют только одного — контроля товарооборота и протекционизма в интересах местных товаропроизводителей, причем в весьма ограниченном масштабе.

В Грузии в 2006 году парламентом был принят закон, регулирующий всю таможенно-тарифную деятельность. Количество налогов снизилось с 26 видов в 2003 — к 6 видам в 2004:

  • Подоходный налог- 20% (к 2014 — 15%)
  • Корпоративный налог — 15%
  • НДС — 18%
  • Налог на имущество — 1%
  • Налог на импорт — 0%; 5%; 12%
  • Акциз (диференциальный)

Государственные доходы увеличились на 80% в 2005‐2007. Министерство экономического развития определяло группы товаров, которые попадали в каждую тарифную категорию. Таким образом, была практически ликвидирована сама база коррупции и занижения таможенной стоимости за счет тарификации.

В Грузии решительно сократили многие контролирующие ведомства, причастные к регулировке импортно-экспортных операций. В Грузии работают прозрачные электронные системы управления и открытые базы данных, а у каждого государственного чиновника установлен норматив реагирования на обращения граждан и для каждой процедуры введен единый порядок оформления, также связанный с жесткими временными сроками. По данным Enterprise Surveys Грузия находится на #1 месте в Восточной Европе и Центральной Азии по времени затрачиваемому на согласование с регулирующими государственными органами (2% от общего времени на операцию). Внедрена система автоматической обработки деклараций  «ASYCUDA» и система оценки рисков. С помощью этой системы определяются следующие режимы выпуска грузов:

  • Красный коридор (физический контроль);
  • Желтый коридор (документальный контроль);
  • Зеленый коридор (выпуск без контроля);
  • Синий коридор (Выпуск без контроля + пост-аудит).

После создания зон таможенного оформления в Тбилиси, Батуми и Поти выпуск товара занимает в случае стандартных процедур — в среднем 15 минут, в случае красного коридора — до 1 часа. На таможенно-пропускных пунктах при предварительном электронном декларировании в случае стандартных процедур — в среднем 15 минут, в случае красного коридора — в среднем 45 минут, в случае зеленого коридора — в среднем 5 минут (регистрация паспортных данных, таможенные процедуры)

Растаможка автомобиля занимает до 30 минут — по нулевой ставке.

Грузинское руководство уделяет большое внимание созданию максимально благоприятных условий для работы внутреннего рынка. Массовый завоз и продажа контрабандной и контрафактной продукции в Грузии исключается, поскольку участники рынка имеют возможность в кратчайшие сроки обратить внимание властей на нарушение своих прав, и меры будут приняты.

Реформы, проведенные в таможне грузинскими властями:

  • Принцип «единого окна».
  • Принцип «молчание знак согласия». Государственный орган обязан ответить на запрос в течение определенного срока. Отсутствие ответа означает согласие госоргана.
  • Уменьшение количества согласующих и контролирующих органов.
  • Единые правила и сроки выдачи.

    • 20 дней на выдачу разрешений
    • 30 дней на выдачу лицензий
  • Онлайн растаможка почтовых посылок + декларирование + доставка
  • Объединение налоговой инспекции и таможенной службы.
  • Налоговая служба единственный орган на таможне.
  • Упрощение всех документов.
  • Внедрена автоматизированная система обработки таможенных данных ASYCUDA WORLD. Программа разработана UNCTAD и используется в более 80 странах.
  • Информирование через SMS импортеров о текущем положении груза на каждом этапе таможенной очистки.
  • Количество документов для экспорта/импорта резко уменьшилось. Для импорта с 54 до 5 документов, для экспорта с 52 до 4 документов.
  • Вместо прежних 16 различных таможенных ставок (до 35%), осталось только 3 ставки ‐ 0%, 5% и 12%.
  • Нулевой тариф на импорт 90% товаров.
  • Отмена квот на импорт/экспорт

Правительство Грузии, не дожидаясь двусторонних и многосторонних международных соглашений, в одностороннем порядке открывала свою страну для торговых отношений.

Либерализация внешнеэкономической деятельности:

  • Отмена ограничений на иностранные инвестиции в Грузию.
  • Открытые и недискриминационные торговые отношения с остальным миром.
  • Договоры о свободной торговле почти со всеми крупными торговыми партнерами.
  • Изменение (либерализация) правил по импорту лекарственных препаратов и реализации услуг в сфере страхования и сертификации.
  • Введение единых ставок акцизного сбора и НДС на импортные и местные товары.
  • Отмена всех транзитных пошлин, квот и иных транзитных барьеров при автодорожной транспортировке товаров по территории Грузии.
  • Либерализация железнодорожной тарифной политики.
  • Политика «Открытое небо» — отмена ограничений на число пассажиров, направление и частоту полетов в грузинском воздушном пространстве.
  • Принятие законодательства по свободным индустриальным и свободным туристическим зонам.
  • Законодательно закреплено понятие международной финансовой компании с освобождением от налога на прибыль.
  • Снятие ограничений для работы в Грузии иностранных банков с рейтингом A+ и выше.
  • Равное положение иностранцев:
  • Недискриминационные регуляции в отношение нерезидентов;
  • Не ограничено право собственности на городскую недвижимость, землю (с лета 2010 и на с/х землю), бизнес, финансовые институты и т. д. для нерезидентов;
  • Не ограничено право репатриации капитала;
  • Не требуется разрешение на работу для иностранцев;
  • Заключены договоры о недопущении двойного налогообложения и соглашения по защите инвестиций с несколькими десятками стран.

Итоги внешнеэкономической политики Грузии:

  • Открытые и недискриминационные торговые отношения с остальным миром.
  • Договоры о свободной торговле почти со всеми крупными торговыми партнерами
  • Либеральная торговая политика.
  • Свободная торговля, без таможенных пошлин и нетарифных барьеров.
  • Простые и незатратные таможенные процедуры импорта/экспорта.

Назад к списку