Информационная справка по исламской республике Иран
 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Территория. Иран расположен в Юго-Западной части Азии и занимает большую часть Иранского нагорья. Общая площадь — 1 648 тыс. кв. км. Протяженность границ — около 7,6 тыс. км, из которых одна треть приходится на морские границы. Иран граничит с Азербайджаном (протяжённость границы — 611 км (с Нахичеванской АР — 179 км)) и Арменией (35 км) на северо-западе, с Туркменией (992 км) на северо-востоке, с Пакистаном (909 км) и Афганистаном (936 км) на востоке, с Турцией (499 км) и Ираком (1458 км) на западе. На севере омывается Каспийским морем, на юге — Персидским и Оманским заливами Аравийского моря.

Столица — г. Тегеран (около 12 млн. чел.).

Административное деление. Иран состоит из 30 провинций (останов), которые делятся на уезды (шахристаны) и волости (бахши). Наиболее крупные города — Мешхед (2,1 млн. чел.), Исфахан (1,5 млн. чел.), Тебриз (1,3 млн. чел.) и Шираз (1,2 млн. чел.).

Население. 78,87 млн. человек (март 2012 г.). Городское население насчитывает 54%, сельское — 46%. Темпы прироста населения — 1,4% в год. В стране проживают представители более 40 народов и народностей, входящих в три группы: иранская группа — персы (51%), курды (7%), гилянцы (7,6%), луры (2%), бахтиары (0,5%), мазандаранцы, теймуры, талышы, таты, таджики, афганцы и др., тюркская группа — азербайджанцы (24%), туркмены (2%), казахи, турки и др., семитская группа — арабы (3%), ассирийцы, евреи, брагуи, а также белуджи (2%), армяне (0,5%), пакистанцы, индийцы и другие.

Экономика. Слабые стороны: Санкции, наложенные на Иран с 1979 года, ограничивают контакты с Ираком и доступ к технологиям. Высокая безработица (12%) и инфляция (в 2004 году — 11,3%; в 2008 году — 28,2%; в 2011 году — 22,5%).

Инфляция в стране является одной из ее крупнейших экономических проблем, в которой обвиняют, в том числе президента Махмуда Ахмадинежада, который вкладывает огромные деньги в развитие местной экономики, путем предоставления займов под грошовые проценты.

Иран является крупнейшей экономикой Среднего Востока, уступая в Азии по объёму ВВП только Китаю, Японии, Индии, Турции, Индонезии и Южной Корее, занимает второе в мире место по добыче нефти среди стран ОПЕК.
Иран — индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. Добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Широко представлено машиностроение и металлообработка, а также пищевая и текстильная промышленность. Развито кустарное производство ковров, метизов. Среди важнейших сельскохозяйственных культур: пшеница, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарная свекла, сахарный тростник, табак, чай, орехи, фисташки. Животноводство основано на разведении овец, коз, верблюдов, крупного рогатого скота. Орошается 7,5 млн. га земель.

45% доходов бюджета поступает от экспорта нефти и газа, 31% — от налогов и сборов. В 2011 г. ВВП составил 929 млрд. долларов. Рост ВВП составил 2,5%.

Основные статьи экспорта: сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, фрукты и орехи, ковры.

Торговый оборот в 2010 году составил 143, 28 млрд. долл. США: Экспорт — 84,31 млрд. долл. США, импорт — 58,97 млрд. долл. США.

Основными партнерами Ирана по экспорту по итогам 2010 года являются — Европейский союз 17,8%, Китай 17,1%, Япония 10,4%, Индия 10,4%, Турция 7,2%, Южная Корея 6,4%.

Основные статьи импорта: продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, продовольствие, потребительские товары, текстиль, бумага.

Основными партнерами Ирана по экспорту по итогам 2010 года являются — Китай 17,4%, ОАЭ 16,7%, Европейский союз 11,8%, Южная Корея 6,3%, Россия 5,7%.

Иран является ключевым членом Организации экономического сотрудничества, в которую входят страны юго-западной Азии, а также центрально-азиатские республики бывшего СССР. Иран активно развивает экономические связи со странами региона и ставит целью формирование зоны свободной торговли по типу ЕС. Развиваются свободные торгово-промышленные зоны в Чабахаре и на острове Киш.

Инфраструктура

Железные дороги.

Протяженность железных дорог Ирана — около 10 000 км.
В Иране строятся или запланированы железные дороги общей протяженностью 10 тыс. км.

Министерство дорог и транспорта Ирана с целью совершенствования железнодорожной сети страны осуществляет целый ряд крупных проектов, которые позволят Ирану стать железнодорожным коридором. Общий объем финансирования около 25 млрд. долл. США.

1. Железнодорожная линия Узень (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран) является частью нового железнодорожного маршрута «Север-Юг», который пройдет по территории трех государств. Реализация проекта осуществляется на основании Совместной декларации, подписанной Президентами трех стран 16 октября 2007 года, и трехстороннего Соглашения, подписанного между Правительствами стран — участниками проекта.

Общая протяженность строящейся железной дороги 928 км, из них по территории Казахстана — 146 км, Туркменистана — 700 км, Ирана — 82 км.

В декабре 2011 года Казахстан завершил строительство своей части железнодорожной линии.

Строительство туркменского участка ведется двухлучевым способом, от станции Берекет до границы Казахстана — 444 км (завершен в 2011 г.) и от станции Берекет до границы с Ираном — 256 км (передано на подряд иранской компании «Pars Energy»). По данным туркменской стороны на данном участке завершена отсыпка земполотна, ведется укладка рельсошпальной решетки и строительство служебно-технических зданий.

Официально строительство на территории Ирана начато компанией «Pars Energy» 24 июня 2011 г. В настоящее время производится отсыпка земляного полотна. Окончание строительства планируется в 2012 году.

2. Большое значение имеет железная дорога Казвин — Решт — Энзели — Астара, которая станет связующим звеном на ж/д маршруте в рамках МТК «Север-Юг». Срок окончания строительства — 2012 г. В рамках проекта предусматривается строительство сегментов железной дороги на территории Ирана протяжённостью около 350 километров и на территории Азербайджана между Астарой и азербайджано-иранской границей протяжённостью 8,5 километров, а также реконструкция уже существующей железной дороги на территории Азербайджана. Названная железная дорога представляет собой часть международного транспортного коридора «Север — Юг», связывающего Россию, Европу, Среднюю Азию и Кавказ с Персидским заливом и Индостанским полуостровом, позволит установить железнодорожную связь между провинцией Гилян, портом Энзели и побережьем Персидского залива.

3. Железная дорога Эрак — Керманшах — Хосрави и ответвление от нее в сторону Мелайера позволит связать между собой западные провинции Ирана, соединит железные дороги Ирана и Ирака и обеспечит Ирану выход к Средиземному морю через территорию Ирака и Сирии.

Важной отличительной особенностью этой железной дороги является то, что она свяжет транзитным железнодорожным сообщением страны Средней Азии и Средиземноморья через территорию Ирана.

4. Железная дорога Шираз — Бушер — Асалуйе протяженностью 442 км соединит порт Бушер и нефтегазовые объекты Асалуйе с железнодорожной сетью страны.

5. Железная дорога Хаф — Герат протяженностью 191 км строится с целью увеличения объема транзитных перевозок и повышения безопасности в регионе.

6. Железная дорога Тегеран — Хамадан — Сенендедж будет содействовать обеспечению занятости населения и развитию прилегающих к ней районов. Она позволит реализовать здесь крупные и мелкие промышленные проекты.

7. Железная дорога Мераге — Урмийе протяженностью 183 км связывает провинцию Восточный Азербайджан с провинцией Западный Азербайджан и будет способствовать экономическому развитию региона, повышению благосостояния людей, снижению расхода топлива и, что самое важное, обеспечит занятость населения.

8. Железная дорога Хорремшехр — Шелемче — Басра протяженностью 51 км обеспечит выход на железную дорогу Ирака. Она будет содействовать развитию торговли между Ираном и Ираком и позволит осуществлять транзитные перевозки из стран Средней Азии и Кавказа в Ирак.

9. Железная дорога Мийане — Ардебиль протяженностью 175 км свяжет между собой провинции Ардебиль и Восточный Азербайджан. Провинция Ардебиль остро нуждается в железной дороге для развития сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и туризма.

10. Железная дорога Тебриз — Миане протяженностью 183 км будет иметь две колеи и станет продолжением железной дороги Тегеран — Миане. С завершением ее строительства расстояние между Тегераном и Тебризом сократится на 114 км, и время в пути уменьшится на 5 с половиной часов. Строительство железной дороги было начато в 2001 г., однако из-за недостаточного финансирования реализация проекта велась низкими темпами. Высший экономический совет страны разрешил реализовать проект при финансовом участии зарубежных партнеров и выделил на эти цели 740 млн. долл.

11. Железная дорога Чахбахар — Захедан — Мешхед протяженностью 1350 км заключается в создании транзитного маршрута через Иран в Афганистан и центральноазиатские страны СНГ и повышению уровня социально-экономической безопасности в восточных районах Ирана.

Ведутся практические работы по строительству участка Чахбахар — Захедан общей протяженностью 590 км. Сроки окончания строительства — 2013—2014 гг. Стоимость прокладки 1 км. железных дорог составляет 3 млн. долл.

12. Железная дорога Шираз — Джехром — Лар — Бендер-Аббас протяженностью 540 км будет достроена к 2014 г. Дорога свяжет побережье Персидского залива через провинцию Фарс с центральными и западными районами страны.

13. Железная дорога Решт — Сари станет маршрутом с очень интенсивным движением и с высокой экономической отдачей. Строительство ведется китайской компанией с 2011 г. Руководство Исламской Республики и лично президент Ахмадинежад подчеркивают, что это должна быть самая красивая железная дорога. Она будет проходить по горной местности и вдоль морского побережья.

Другие планируемые железнодорожные участки:

14. Йезд — Шираз

15. Горган — Боджнурд — Мешхед.

Сеть автомобильных дорог — около 180 000 км.

Огромное значение по-прежнему имеет автодорожный транспорт. На его долю приходится более 90% грузовых и пассажирских перевозок. При этом безжалостная эксплуатация автомобильных дорог приводит к тому, что они приходят в негодное состояние за два года, хотя сроки их эксплуатации должны составлять не менее 20 лет.

Объявлено о проекте по строительству вдоль побережья Каспийского моря автострады протяженностью 1 тыс. км, которая свяжет Астару с Горганом. Она пройдет примерно в 150 м от морского побережья. В рамках этого проекта предусматривается также строительство отелей, плавательных бассейнов и аквапарков, спортивных комплексов, искусственных водоемов для разведения рыбы и т. д. Вдоль автострады на одном из ее участков будет проходить железная дорога Решт — Сари. Кроме того, планируется строительство новых морских причалов.

Центрами транзитных перевозок в Иране считаются провинции Хормозган, Тегеран, Хузестан, Западный и Восточный Азербайджан, Хорасане-Резави и Южный Хорасан.

С января 2011 г. начались транзитные перевозки грузов через международный терминал Шаламче в районе Хорремшехра и через этот терминал будет проходить важнейший наземный транзитный маршрут, имеющий выход на иранскую транзитную сеть. Появится возможность перевозить грузы из стран Юго-Восточной Азии и Индостанского полуострова через Персидский залив в Ирак, Сирию и далее в Европу и страны Северной Африки.

На данный момент изучается возможность налаживания транзитных перевозок через терминал Чезабе в шахрестане Деште-Азадеган. В этой связи на повестке дня стоит вопрос о модернизации подъездных путей к терминалу Чезабе.

Согласно результатам проведенных исследований, при использовании иранских железных и автомобильных дорог для транспортировки грузов с Востока на Запад протяженность транзитного маршрута сокращается на 20% по сравнению с перевозками грузов морским транспортом.

Порты.

Амирабад

Площадь порта — более 1000 гектар.
В порту оборудовано 9 причалов 1 зерновой, 8 универсальных, от 105 до 220 м в длину, общейпротяженностью 1555 метров.
Площадь складов: открытые площадки — 1 000 000 м², крытые 42 000 м²
2 козловых крана 50 тонн.
6 подвижных кранов 50–64 тонн.

К порту подведена железнодорожная ветка, которая позволяет осуществлять прямые перевозки в южные порты страны. Расстояние от Амирабада до Бендер-Аббаса составляет 1705 км.

В Амирабаде открыт казахстанский зерновой терминал.

Существуют паромные линии с портами Актау, Баку, Астрахань.

Порт предназначен для обработки навалочных, общих нефтяных грузов и контейнеров.

Особая экономическая зона в порту Амирабад создается в три этапа. В рамках первого этапа предусматривается строительство 14 причальных стенок, и в рамках второго и третьего этапов — еще по 10 причальных стенок. Таким образом, в общей сложности порт получит 33 новых причальных стенок, и это позволит ему стать одним из крупнейших портов на Каспии.

Анзали

Перевалка сухих и нефтеналивных грузов 5,7 млн. тонн

8 сухогрузных причалов 1 пассажирский терминал, 1 нефтеналивной терминал (длина причалов 24-156 м, осадка — 5,5 м

Оборудование — Легкие краны (до 30 тонн) — 25 шт., тяжелые краны (от 30 до 100 тонн) — 13 шт., супер тяжелые краны (от 100 тонн и выше) — 1 шт., кран Гавальт (100 тонн) — 2 шт., краны на рельсах — 10 шт.

Организация портов и судоходства Ирана выкупила 35 га территории военно-морской базы Энзели и передала этот участок торговому порту Энзели для строительства транспортных объектов. Стоимость сделки — 230 млрд. риалов (около 27,5 млн. USD). Но это только один из этапов долгосрочной программы развития Энзели. Она рассчитана на 18 лет и предусматривает увеличение пропускной способности до 17 млн. тонн и строительство 14 новых причалов.

Реализуется проект строительства восточных и западных волноломов в рекультивации 40 га площади порта и в строительстве нового контейнерного терминала. После завершения вышеупомянутых проектов количество причалов увеличится до 24, а также увеличится заход судов для погрузочно-разгрузочных работ.

Бендер-Имам Хомейни

Склады и территория:
Площадь — 1 091 Га
Открытые склады — 1 100 000 кв. м
Крытые склады — 300 000 кв. м
Территория элеваторов — 150 000 кв. м
Объем вместимости порта на данный момент с учетом занимаемой площади учреждений — 35 млн. тонн на следующих условиях:

Общие товары -11 млн. тонн.
Контейнерные товары -6 млн. тонн, эквивалентно 400.000 TEU
Товары рудниковой продукции- 5 млн. тонн
Товары навалом (зерно и другое) -13 млн. тонн

Историческая справка и особенности Порта Имам Хомейни.

Среди коммерческих портов Ирана, только порт Имам Хомейни в год осуществляет приблизительно половину всех сделок страны не нефтяной продукции. Поэтому он считается одним из самых значительных и крупных коммерческих терминалов Ирана. Порт, который в 1921 году имел только два причала, теперь около 50 причалов, длиной более 7 км и принимает по сотни кораблей в год. Шагая в ногу с развитием транспортной промышленности и строительством специализированных кораблей, порт Бандар Имам Хомейни, тоже оснащается современными терминалами и возможностями. Из числа таких специализированных терминалов можно отметить нижеследующие терминалы: Контейнерный терминал для алюминиевого порошка, терминал и элеватор для транзитных злаков и овощей, терминал для различных товаров, терминал для каменной руды, терминал с цистернами для масла. Используя самые современные и самые мощные оборудования со специальным оснащением для портов в рамках флотилии оснащенной наземным и морским оборудованием имеет возможность предоставить все возможные портовые услуги для владельцев товаров и кораблей. Уникальная возможность этого порта — использование внутренней 100 км железной дороги, в которую входят 6 пристаней, склады, платформы и прямая перевозка товаров между кораблями, коммерческими и промышленными центрами Ирана и соседними странами.

Подведомственные порты и специальные учреждения.

На данный момент, порты и специализированные учреждения расположенные на территории, состоят из таких портов как Мохшахр — порт по экспорту нефти; Коммерческие причалы химической фирмы «Рози»; специализированные причалы «Нефтехимической фирмы «Имам»; коммерческий причал фирмы «Гольф Аджноси», Коммерческий причал фирмы «Маритам текник», причал рыбного промысла, гавани для малых судоходных средств, производственная линия по строительству малых судоходных средств; кораблестроительная фирма «Джунуб ва Милад»; а также порт Хорремшехр и порт Абадан, которые считаются крупными торговыми портами страны, а также подведомственный порт «Бандар Имам Хомейни»

Бендер-Аббас (Шахид Раджаи)

Импорт: ввозятся продовольств
ие и химические удобрения
Экспорт: хромовая руда, фрукты

Занимает исключительно выгодное географическое положение в северной части Ормузского пролива. Через этот порт проходят 22 регулярные международные судоходные линии, которые связывают его с 90 портами мира. Порт является стороной 20 международных конвенций. Порт Бендер-Аббас обеспечивает базирование и ремонт кораблей до эсминцев включительно, оборудован складами боеприпасов и горючего, административными и служебными зданиями.

Пассажирско-торговый порт Бендер-Аббас включает в себя два портовых комплекса: порт «Шахид Бахонар» и порт «Шахид Раджаи».

1. Комплекс «Шахид Бахонар»

10 причалов общей длиной 1050 м, шириной 35 м 7 причалов для океанских судов, 2 причала для танкеров, причал для погрузки руд полезных ископаемых.

Общая площадь складских помещений — 280000 кв.м.

Специализация — погрузка и разгрузка сыпучих грузов. Имеется бункерная система для погрузки-разгрузки зерна, транспортеры — для генеральных грузов. В порту имеется около 20 кранов грузоподъемностью до 60 тонн.

Проектная мощность для судов — 1,8 млн т, для барж — 0,2 млн т в год.
Порт способен обрабатывать одновременно шесть судов длиной до 170 м.

2. Комплекс «Шахид Раджаи» находится в 20 км западнее Бендер-Аббаса, является крупнейшим контейнерным портом Ирана. Кроме того, он предназначен для обработки общих, навалочных и жидких грузов.

Площадь порта — 2 400 Га
9 причалов общей протяженностью 1300 м, осадкой до 9 м.

Контейнерный терминал — 8 причалов общей протяженностью 2000 м, осадка 12–17 метров. Мощность 3 млн. ДФЭ в год.
18 козловых крана — 45–65 тонн, 3 береговых крана — 140 тонн, 21 кран-штабелер — 40 тонн и 39 контейнерных крана — 40 тонн.

Терминал грузов общего назначения — 17 причалов протяженностью 3570 м.
6 зерновых терминалов
6 береговых кранов — 5–15 тонн, 23 передвижных крана — 25–550 тонн.
2 нефтяных причала — 330 метров.

Кроме того, порт имеет восемь буксиров мощностью от 1200 до 4400 л.с, одну драгу мощностью 4500 л.с, семь поисково-спасательных судов мощностью 1500–2700 л.с. В порту продолжаются работы по его расширению.

В этом порту проходят предварительную обработку 90% контейнеров, поступающих в Иран. Обрабатывает не только контейнеры, но и большое количество генеральных, навалочных и наливных грузов

Установленные в порту современные контейнерные перегружатели обеспечивают разгрузку 37 контейнеров в час (каждый). В результате, разгрузка одного среднего контейнеровоза в порту занимает 10 — 12 часов в зависимости от числа перегружателей, что является хорошим результатом и для передовых портов мира

Ремонтная база порта Бендер-Аббас располагает плавучим сухим доком водоизмещением 70 тыст, а также ремонтными мастерскими. Сухой док предназначен для осмотра и ремонта корпусной части кораблей и судов водоизмещением до 60 тыс.т. В пределах акватории порта построен волнорез длиной более 2400 м. За пределами акватории порта могут находиться одновременно более 50 судов.

Порт Бендер-Аббас — самый современный торговый порт Ирана в Персидском заливе. Он является важным пунктом для транспортировки транзитных грузов по коридору Север — Юг.

Казахстанско-Иранские отношения

Дипломатические отношения были установлены 29 января 1992 года.

Посольство Республики Казахстан в Исламской Республике Иран (ИРИ) было открыто в 1993 году. 24 октября 2007 года было открыто Генеральное Консульство РК в г. Горган. С февраля 2011 г. Послом РК в ИРИ является Б.Амреев.

Посольство ИРИ в РК функционирует с 1992 года. С апреля 2010 г. Посол Ирана в Казахстане — Горбан Сейфи.

Взаимодействие в политической сфере.

Республика Казахстан и Исламская Республика Иран неоднократно подтверждали политическую волю и заинтересованность в развитии дружественных и добрососедских отношений. Стороны успешно сотрудничают в рамках региональных и международных структур (СВМДА, ШОС, ОЭС, Специальной рабочей группы по Каспийскому морю). Между странами подписано более 60 межгосударственных, межправительственных, межведомственных соглашений и документов, которые сформировали договорно-правовую базу двустороннего взаимодействия.

Официальные контакты на высшем уровне: визиты Президента РК Н.Назарбаева в ИРИ (ноябрь 1992 г., май 1996 г., октябрь 1999 г., октябрь 2007 г. — совмещен с участием Главы государства во втором Саммите прикаспийских государств в Тегеране), ответный визит Президента ИРИ А.Хашеми Рафсанджани в РК (октябрь 1993 г.), участие Президента ИРИ М.Хатами в Саммите ОЭС в Алматы (май 1998 г.), визит Президента ИРИ М.Хатами в РК (апрель 2002 г.); официальный визит Президента ИРИ М.Ахмадинежада (апрель 2009 г.); участие Президента ИРИ М.Ахмадинежада в Саммите СВМДА в Стамбуле (июнь 2010 г.), участие Президента ИРИ М.Ахмадинежада в юбилейном Саммите ШОС (июнь 2011 г.).

Визиты на высоком уровне: официальный визит Председателя Парламента ИРИ А.Лариджани в Астану (октябрь 2010 г.), участие Премьер-Министра РК К.Масимова в 10-м Саммите глав государств и правительств ОЭС в Тегеране (март 2009 г.), участие Первого Вице-Президента ИРИ Х.Хабиби в работе Евразийского экономического саммита в Алматы (2000, 2002 гг.), участие Первого Вице-Президента ИРИ Р.Арефа на саммите глав государств-участниц ШОС в Астане (2005 г.), участие Первого Вице-Президента ИРИ П.Довуди в седьмом СГП ШОС в Астане (октябрь 2008 г.), участие Вице-Президента ИРИ Х.Багаи в 18-ой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ООН в Астане (октябрь 2009 г.), участие Вице-Спикера Мажилиса Парламента РК Ж.Карибжанова в мероприятиях по празднованию Наурыз в Тегеране (март 2011 г.), участие Министра иностранных дел РК М.Тажина в СМИД прикаспийских государств в Тегеране (июнь 2007 г.), участие Министра иностранных дел ИРИ М.Моттаки в 7-м СМИД Диалога сотрудничества в Азии и Конференции министров иностранных дел «Общий мир: прогресс через разнообразие» в Астане (октябрь 2008 г.), участие Министра иностранных дел ИРИ А.Салехи на 38-й сессии СМИД ОИС в Астане (июнь 2011 г.), официальный визит министра иностранных дел РК Е.Казыханова в ИРИ (октябрь 2011 г.), визит Министра торговли ИРИ М.Газанфари в РК (декабрь 2009 г.), участие в VI Евразийском Медиа-Форуме экс-Президента ИРИ М.Хатами (апрель 2007 г.).

15 октября 2007 г. состоялся официальный визит Президента РК Н.Назарбаева в Исламскую Республику Иран, в ходе которого Глава государства провел переговоры с Президентом М.Ахмадинежадом. Стороны рассмотрели актуальные вопросы двустороннего взаимодействия, определили перспективы сотрудничества. Состоялся обмен мнениями по ключевым проблемам международной политики, в т. ч. ситуации вокруг Афганистана, Ирака, а также вопросам режима нераспространения ядерного оружия. По итогам визита были подписаны Меморандум о взаимопонимании между Министерством культуры и информации РК и Организацией национальной библиотеки и архивов ИРИ, Протокол о намерениях в организации круизных маршрутов по Каспийскому морю между Министерством туризма и спорта РК и Организацией по культурному наследию и туризму ИРИ.

6—7 апреля 2009 г. Президент ИРИ М.Ахмадинежад посетил Астану с официальным визитом. В рамках визита были проведены переговоры на высшем уровне. Президент ИРИ также встретился с Премьер-Министром РК К.Масимовым и Председателем Мажилиса Парламента РК У.Мухамеджановым. Стороны обсудили ключевые вопросы международной политики и двустороннего сотрудничества. Было принято Совместное заявление, подписаны межведомственные документы в области спорта, здравоохранения и телекоммуникаций. Глава ИРИ М.Ахмадинежад заявил, что Тегеран поддерживает инициативы Президента РК Н.Назарбаева по формированию новой мировой финансовой системы с созданием на первом этапе региональных валют и о создании банка ядерного топлива на территории Казахстана. Главы государств выступили с предложением объявить мораторий на вылов осетровых пород рыб в Каспийском регионе на 10 лет.

В рамках Третьего Саммита СВМДА в Стамбуле 8 июня 2010 г. состоялась двусторонняя встреча Президента РК Н.Назарбаева с Президентом ИРИ М.Ахмадинежадом. Главы государств обсудили перспективы казахстанско-иранского сотрудничества, ситуацию вокруг иранской ядерной программы. Президент ИРИ сообщил о готовности Тегерана к председательству в СВМДА в 2014 году.

18 ноября 2010 года в Баку в рамках 3-его Саммита глав прикаспийских государств Президент РК Н.Назарбаев встретился с Президентом ИРИ. В ходе встречи состоялся обмен по широкому кругу вопросов двустороннего взаимодействия, обсуждены ряд важных международных проблем.

14 октября 2009 г. в рамках заседания СГП ШОС состоялась встреча Премьер-Министра РК К.Масимова с Первым Вице-Президентом ИРИ М. Р. Рахими, в ходе которой стороны обменялись мнениями по вопросам торгово-экономического сотрудничества и рассмотрели перспективы расширения взаимодействия в области финансов, энергетики, транспорта, а также в сферах зернового и инвестиционного сотрудничества.

В работе Международной конференции «Международное разоружение и нераспространение: глобальная безопасность без оружия массового уничтожения», которая состоялась 17—18 апреля 2010 г. в Тегеране, участвовали Посол РК в Иране Н.Рустемов и Посол по особым поручениям МИД РК О.Битимов.

1 октября 2010 г. в рамках 6-й конференции министров охраны окружающей среды стран АТР Астану посетил Вице-Президент, Председатель Организации охраны окружающей среды М.Мохаммадизаде, которого принял Премьер-Министр РК К.Масимов.

11—12 октября 2010 г. с визитом в Астане находился Председатель Парламента ИРИ А.Лариджани (по приглашению Председателя Сената Парламента РК К.Токаева). Высокого гостя принял Глава государства. Состоялись переговоры с Председателями Сената и Мажилиса Парламента РК, а также Премьер-Министром РК.

7—9 ноября 2010 г. Заместитель министра иностранных дел РК К.Сарыбай посетил Тегеран для участия в 9-ом заседании СМИД стран-членов Диалога по сотрудничеству в Азии и СРГ по правовому разделу Каспийского моря.

26–27 марта 2011 г. делегация РК во главе с Заместителем Председателя Мажилиса Парламента РК Ж.Карибжановым приняла участие в торжественных мероприятиях по случаю праздника Наурыз в Тегеране.

В работе Международной конференции «Борьба с терроризмом» (23—25 июня 2011 г.) участвовали Заместитель Председателя КНБ РК А.Жарасов и заместитель Исполнительного Директора СВМДА К.Тумыш.

Торгово-экономическое сотрудничество.

По данным Агентства РК по статистике, товарооборот между РК и ИРИ за 2009 г. составил 1,3 млрд. долл.(экспорт — 1,279 млрд., импорт — 24 млн.). В 2010 г. товарооборот был отмечен на уровне 1,1 млрд. долл. (экспорт — 1,09 млрд., импорт — 0,2 млн.). За 2011 г. — 1,11 млрд. долл. (экспорт — 1,08 млрд., импорт — 34,9 млн.).

Основные статьи экспорта в Иран: металлы и изделия из них, зерно. Из Ирана импортируются сухофрукты, продукция нефтехимии, пищевой промышленности, стройматериалы.

Сотрудничество в сфере энергетики

Нефтеобменные СВОП-операции.

В январе 2007 г. компания «TH «KazMunaiGaz Middle East» (дочерняя компания АО «ТД «КазМунайгаз») провела переговоры с иранской компанией NICO по вопросу реализации СВОП-контракта. В соответствии со СВОП-контрактом общий объем сырой нефти в направлении иранского порта Нека за 2005 г. составил 1,5 млн. тонн/год, за январь—апрель 2006 г. — более 1,2 млн. тонн. В связи с исполнением последнего СВОП-контракта «TH «KazMunaiGaz Middle East» прекратила с апреля 2006 г. поставки нефти в Иран.

16—18 января 2008 г. в Астане состоялось заседание Казахстанско-иранской рабочей группы по развитию сотрудничества в нефтегазовом секторе. Казахстанскую часть группы возглавил заместитель Председателя правления АО «Самрук» К.Кабылдин, иранскую — заместитель Министра нефти ИРИ М.Нематзаде. По итогам заседания был подписан Протокол, согласно которому стороны договорились возобновить СВОП-операции и принять меры по решению финансовых вопросов на новых условиях.

Строительство нефтеперерабатывающего завода на севере Ирана.

16—18 января 2008 г. в Астане, в ходе заседания Казахстанско-иранской рабочей группы по развитию сотрудничества в нефтегазовом секторе стороны подписали Протокол и достигли следующих договоренностей:

— создать совместную рабочую группу по изучению и координации работ по разработке ТЭО проекта «Строительство Каспийского НПЗ», необходимого для банковского финансирования;

— подписать Соглашение о конфиденциальности по обмену информацией в отношении проекта «Строительство Каспийского НПЗ»;

— рабочей группе подготовить план-график действий по разработке ТЭО проекта «Строительство Каспийского НПЗ», а также дальнейших действий, необходимых для банковского финансирования;

— провести переговоры и консультации по поставке казахстанской сырой нефти на Каспийский НПЗ.

Проект нефтепровода Казахстан-Туркменистан-Иран.

В соответствии с поручением Межведомственной комиссии по вопросам экспортных нефтегазопроводов 1 ноября 2002 г. АО «НК «КазМунайГаз», Тоталь, ЯННК и ИНПЕКС подписали Соглашение о совместных предварительных технико-экономических исследованиях по проекту трубопровода Казахстан-Туркменистан-Иран, которое определяет план работ по проекту, а также объем необходимых исследований. 20 сентября 2006 г. состоялось очередное заседание Координационного комитета по проекту нефтепровода, на котором были рассмотрены предварительные результаты по переработке нефти на иранских НПЗ, морским перевозкам, СВОП-операциям между Казахстаном и Ираном. Рабочая группа продолжает работу по изучению коммерческих аспектов и согласованию единой позиции по вопросам, связанным со СВОП-операциями. На данный момент рассматривается только 1-й этап реализации проекта, который предполагает танкерную перевозку (без строительства нефтепровода) из терминалов Казахстана до иранского порта Нека.

Зерновое сотрудничество.

По данным Министерства сельского хозяйства РК, в 2007 г. в Иран было экспортировано 261,8 тыс., в 2008 г. — 347,2 тыс., в 2009 г. — 988,8 тыс., в 2010 г. — 627,5 тыс. тонн зерна. За январь—ноябрь 2011 г. экспорт казахстанского зерна в Иран составил 276,8 тыс. тонн.

14 октября 2007 г. на основании решения Совета директоров АО «НК «Продкорпорация» в Иране было создано совместное предприятие с 50% долевым участием каждой из сторон для строительства и эксплуатации совместного зернового терминала в порту Амирабад («Амирабад Грэйн Терминал Киш»).

19 июня 2010 г. состоялся запуск зернового терминала и мельничного комплекса в порту Амирабад в соответствии с инвестиционными проектами АО «НК «Продкорпорация».

Национальная компания «Продкорпорация» получила в приграничной провинции Ирана в аренду участок земли, на которой в партнерстве с иранской компанией будет строить зерновой элеватор.

Иранская сторона активно продвигает идею СВОП-операций по казахстанской пшенице. По некоторым оценкам, доставка зерна с юга на север Ирана обходится достаточно дорого (30 долл. США за тонну).

Иран предлагает совместно инвестировать в развитие инфраструктуры обеих стран по экспорту казахстанского зерна в страны Персидского залива, Северной Африки и Южной Азии через территорию ИРИ.

Инвестиционное сотрудничество.

Иранские государственные и частные компании предлагают инвестировать в нефтехимические проекты в Казахстане. В частности, иранские нефтехимические компании — «Petrochemical Commercial Co» и «Damico International Group» выразили готовность инвестировать в строительство нефтехимических заводов по выпуску полиэтилена (800 тыс. тонн в год) и полипропилена (400 тыс. тонн в год), а также в реконструкцию завода пластических масс «Sat Operating Aktau» (20 тыс. тонн в месяц переработки стирола в полистирол).

Следует отметить, что ранее АО «НК «КазМунайГаз» рассматривал возможность строительства НПЗ в северных провинциях Ирана. Однако в связи с нехваткой финансовых средств и международных санкций данный проект временно приостановлен казахстанской стороной. Тем не менее, АО «НК «КазМунайГаз» изучает иранский опыт по созданию производственных кластеров в газовой отрасли на примере Специальной экономической энергетической зоны (СЭЭЗ) «Ассалуие» в Персидском заливе вблизи месторождения «Южный Парс».

Налаживаются прямые торгово-экономические связи прикаспийских провинций ИРИ с западными областями Казахстана. 29 сентября — 1 октября 2008 г. в г. Актау состоялся Первый казахстанско-иранский инвестиционный форум и специализированная выставка инвестиционных проектов ИРИ. Иранскую делегацию возглавил заместитель Министра нефти ИРИ М.Нематзаде.

9—11 октября 2010 г. состоялся рабочий визит делегации Мангистауской области в Иран во главе с Акимом области К.Кушербаевым. Стороны подписали Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Акиматом Мангистауской области и провинцией Мазандаран, Меморандум о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Акиматом Мангистауской области и провинцией Гулистан ИРИ. Казахстанская сторона приняла участие в открытии международной выставки сельскохозяйственного оборудования в г. Горган.

В октябре 2009 г. для активизации экономического сотрудничества в Тегеране были проведены переговоры представителей компании «Казахмыс Голд» с руководством ведущих министерств и профильных организаций ИРИ. Стороны достигли предварительного соглашения об участии казахстанских компаний в совместной разработке ряда перспективных золоторудных и медных месторождений на территории Ирана, а также создании совместного казахстанско-иранского предприятия. В результате достигнутых договоренностей была создана совместная казахстанско-иранская компания «Parsian Eurasia JV» , которая в мае 2011 года приступила к разработке золоторудного месторождения в провинции Курдистан. Общий объем казахстанских инвестиций в данный проект составит около 500 млн. евро. Кроме того, указанная компания предусматривает строительство пяти небольших НПЗ в Иране.

В рамках визита Министра торговли ИРИ М.Газанфари 13—14 декабря 2009 г. была открыта постоянно действующая выставка иранских товаров в Торговом центре «Аль-Фараби» в г. Шымкент — Региональный центр торговли.

На регулярной основе проводятся заседания Межправительственной казахстанско-иранской совместной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК). 19—20 апреля 2010 г. в Тегеране состоялось 11-ое заседание МПК. Сопредседателем казахстанской части МПК является Министр транспорта и коммуникации А.Жумагалиев, иранской — Министр иностранных дел А.Салехи.

В настоящее время казахстанской стороной прорабатываются новые сроки проведения очередного 12-го заседания МПК в Астане в 2012 году.

21—23 октября 2010 года в Астане с визитом находился заместитель Министра иностранных дел ИРИ по экономическим вопросам А.Боргаи. Он был принят Государственным секретарем-Министром иностранных дел, встретился с Первым вице-министром индустрии и торговли, вице-министром нефти и газа, вице-министром транспорта и коммуникаций, вице-президентом ТПП РК.

Культурно-гуманитарное сотрудничество.

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Алматинский государственный университет им. Абая, Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати развивают связи с Тегеранским университетом и рядом других вузов Ирана.

В 2006 г. иранская сторона в сотрудничестве с Национальной библиотекой РК открыла Центр изучений культур народов Центральной Азии при Национальной библиотеке РК. Основная деятельность центра направлена на перевод и издание научных работ, проведение конференций и семинаров. Центр финансируется иранской стороной.

В 2007 г. в ходе визита Президента РК Н.Назарбаева в Иран подписан Меморандум о взаимопонимании между Национальной библиотекой РК и Организацией национальной библиотеки и архивов ИРИ. В соответствии с данным документом были организованы научные экспедиции казахстанских исследователей-востоковедов с целью изучения средневековых иранских рукописей. В сентябре—октябре 2010 года в архивах и библиотеках Ирана сотрудники Института востоковедения Г. Камбарбекова и А.Нураманова провели масштабную работу по изучению источников об истории Казахстана. Планируется издать каталог древних персидских рукописей по данной теме.

В 2010 г. состоялся визит делегации Национальной академии искусства РК им. Т.Жургенева во главе с ректором А.Мухамедиулы. В ходе поездки казахстанское высшее учебное заведение установило тесный контакт с Академией искусства Ирана. По итогам визита сторонами был подписан Меморандум о взаимопонимании. В документе определены основные направления взаимодействия двух ВУЗов. В частности: обмен кадров, проведение симпозиумов, круглых столов, мастер-классов и лекций на территории двух стран.

Назад к списку